убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери), что в каждом человеке, быть может, Меня мучает

usarin

Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери)


Previous Entry Share Next Entry
убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери), что в каждом человеке, быть может, Меня мучает
usarin

Апатия и православие


Андрей Рублев. Троица. 1411 год.

В прошлом посте я остановился на том, что в православной традиции уныние/апатия является одним из восьми смертных грехов.

Кто-то может отнестись к этому легкомысленно и сказать, что он светский человек. Но я призываю всех вглядеться в апатию именно как в СМЕРТЕЛЬНЫЙ ГРЕХ! Прочувствуйте это хотя бы на мгновение.

В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».


Рублев Андрей. Иоанн Богослов. 1408 год.

Святые подвижники утверждают, что ни с одним из грехов не приходится вести такую долгую и тяжкую брань, как с унынием.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своем труде «Отечник»: «Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце вспомоществует [помогает] душе по Богу; в противоположность этому, уныние вспомоществует [помогает] злобе».


Игнатий Брянчанинов (1807–1867)

Брянчанинов говорит о том, что уныние помогает злости. Значит, чем больше уныния в обществе, тем больше и злости в нем.

В том же труде "Отечник" Брянчанинов приводит притчу о том, как побороть уныние:

"Некоторый брат, подвергшись искушению и смущению, оставил исправление монашеского правила, и когда хотел опять положить начало исправлению правила, - встречал препятствие от смущения и говорил сам себе: когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде? и, унывая, он не находил в себе сил, чтоб начать монашеский подвиг. Он пошел к некоторому старцу, поведал ему о совершающемся с ним. Старец, выслушав скорбь брата, сказал ему следующую притчу: некоторый человек имел землю, которая по небрежению его обратилась в неудобную, поросши волчцами и тернием. В последствии он нашел нужным возделать ее, и сказал сыну своему: поди, очисти принадлежащее нам поле это. Сын пошел. Когда он обозрел поле, то увидел, что оно поросло множеством плевелов и терния. Упав духом, он сказал сам себе: когда искореню весь этот сор и очищу землю? С этими словами он лег на землю и предался сну; так поступал он в течении многих дней. После этого пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего не сделано. Он сказал сыну: почему ты до сих пор ничего не сделал? Юноша отвечал отцу: я пришел было на работу, но, увидев множество волчца и терния, отказался от исполнения работы; от смущения повергся на землю и спал. Тогда отец сказал ему: сын! если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь, лежа на ней, то работа твоя подвигалась бы мало помалу и ты бы не оказался преслушным мне. Услышав это, юноша поступил по наставлению отца: в короткое время поле было очищено и обработано. Так и ты, брат, мало помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатию Своею возведет тебя в прежнее состояние твое. Услышав это, брат ушел и терпеливо пребывая в келлии, поступал так, как научен был старцем. Обретши мир душевный, он преуспевал о Господе Иисусе Христе"

Эта притча ценна для нас как один из примеров борьбы с апатией и унынием. Поэтому, пренебрегать большим православным опытом мы не имеем права. Наоборот, в нем мы должны находить те драгоценные жемчужины, которые помогут и светским людям, и обществу в целом.

О том, как исследовалась проблема апатии крупнейшими западными интеллектуалами второй половины ХХ века в следующем посте.

Источник для написания поста здесь.


Recent Posts from This Journal


  • 1
Хорошая статья. Уныние - действительно большое зло, от которого не так просто избавиться.
Есть ещё бич современности - прокрастинация, на мой взгляд, тоже связанный с унынием. Сам за собой иногда такое замечаю - весь день страдал непонятно какой фигнёй, день прошёл, ничего толкового не сделано вообще, как будто и не было этого дня совсем. Очень напоминает состояние из притчи, когда юноша спал вместо того, чтобы работать.

У меня тоже. Правда не весь день, а по нескольку часов, но часто.

И от осознания этого опять же легко впасть в уныние. :-) Получается, что уныние подпитывает само себя.
Уныние - Ничего не делание - Уныние штрих.
Разорвать этот порочный круг можно только трудом. О чём опять же сказано в притче.

Уныние - однокоренное слово "нытьё".
Просто надо перестать ныть и начать (или продолжить) делать то что должен.

Замечательная статья. С унынием и апатией нужно вести нещадный бой!

Как-то мне нужно было очень рано встать после почти бессонной ночи и поехать делать одно дело. Лень вякнула было: "Не вставай, поспи, а то невыспанным будешь плохо дело сделаешь, будешь спать на ходу". Пересилил её, встал, поехал -- и откуда силы взялись -- всё нормально сделал, спать не хотелось. Лень превращается в апатию и упадок сил, преодоление лени даёт прибыток сил.

Иногда, просто состояние болезненности, не сподвигает к активному образу жизни. Это не перебороть на психосоматическом уровне. Как поступать в таких случаях?

На мой взгляд, человек может все. В истории человечества есть много тому подтверждений.

Этот пост - отличное лекарство от апатии ))

Всё верно. Победить уныние и апатию модно только упорным трудом физическим и духовным (молитвой).

> Так и ты, брат, мало помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатию Своею возведет тебя в прежнее состояние твое.

Великий русский язык способен определить не только смысл, но и значение существования, т.е. жизни самой по себе.

Подвиг в нашем сознании означает великое событие, знаменующее некий поступок в жизни определенного человека. Но, если вдуматься в смысл слова, то подвиг, это ведь совсем небольшое движение, которое в корне меняет жизнь вполне конкретного человека. Ведь как в обычной жизни, так и в час испытания никто не думает о том, чтобы совершить Поступок. Всё происходит само собой, находясь в зависимости от сложившихся обстоятельств. Нужно лишь небольшое движение, которое вскоре в корне изменит будущее. Это движение (порыв) и есть подвиг. Другой вопрос, на сколько человек готов к подвигу. И что на самом деле есть подвиг в современном мире.

Согласен - уныние, пожалуй, даже разрушительнее, потому что провоцирует другие смертные грехи, нашептывая: "Что ты теряешь? Хуже уже не будет".

Пример такого уныния есть у Чехова, в рассказе "Шампанское"

От концлагерей до XXI века. Что изменилось?

Пользователь vechno_zhivoj сослался на вашу запись в своей записи «От концлагерей до XXI века. Что изменилось?» в контексте: [...] делайте сами... P.S. Апатия и православие [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account