убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери), что в каждом человеке, быть может, Меня мучает

usarin

Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери)


Previous Entry Share Next Entry
убит Моцарт (Антуан де Сент-Экзюпери), что в каждом человеке, быть может, Меня мучает
usarin

Гюстав Лебон о феномене толпы

Гюстав Лебон
Пристальный исследовательский интерес к такому феномену как толпа возник в 19 веке. Толчком к изучению послужили революции в то время. Народные массы поднялись во Франции, Испании, Аргентине и других странах. Научное сообщество, в большей своей массе, восприняло революции как негативные явления. Поэтому они проводили свои исследования восстаний через призму своего — негативного, — восприятия.

Одним из первых исследователей народных масс был Гюстав Лебон (1841–1931) — французский психолог, социолог, антрополог и историк. Научное признание он получил как психолог, написав в 1895 году книгу «Психология народов и масс». В продаже книги нет, только электронный вариант в интернете.
Психология народов и масс
Временно остановимся на этой книге и попробуем выделить главные мысли.

По сути, он говорит, что на смену власти элит приходит власть толпы и выделяет следующие специальные свойства толпы:

— импульсивность,
— раздражительность,
— неспособность обдумывать,
— отсутствие рассуждения и критики,
— преувеличенная чувствительность

Толпу, обретшую «коллективную душу» на время, Лебон называет «организованной» или «одухотворенной». Ставя знак равенства между ними, он пишет: «Склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, … Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история».

В этом месте позволю себе не согласиться с учёным. Подлинная история — на мой взгляд — совершается народом, а не толпой. Это народ обладает историческим духом.
1917
Высказав свое возмущение по поводу «лебоновского» знака тождества — пойду дальше.

«Без всякого сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей»

Для нас здесь интересна фраза «влияние некоторых возбудителей». Прыжки — это и есть один из таких возбудителей.

«Наблюдения же указывают, что индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Такой субъект вследствие парализованности своей сознательной мозговой жизни становится рабом бессознательной деятельности своего спинного мозга, которой гипнотизер управляет по своему произволу. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера».

«Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует».

Для наглядности повторю те черты, которые приобретает личность в толпе:

1. Исчезает сознательная личность — инстинкты выходят наружу.
2. Преобладает бессознательное начало. Например, человек начинает швырять камни в окна, в людей. Не важно. Главное, что вместе с другими, окружающими его людьми.
3. Повышенная внушаемость — «состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта».
4. Стремление действовать немедленно.

«Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т.е. существо инстинктивное».

Когда-то один военный рассказывал мне о том, что нужно стороной обходить большие толпы людей. Так как толпа засасывает внутрь себя. И тогда ты не можешь быть безучастным. Начинаешь скандировать речёвки и действовать вместе со всей толпой. Отойти в сторону становиться очень тяжело.

Описанное выше Вам ничего это не напоминает? По мне так события на Украине всплывают прямо перед глазами. Все помнят их кричалки:
«Кто не скачет, тот москаль!».«Москаляку на гиляку!».


«Москаля на ножи, на ножи!»

И если Лебон и другие учёные уже в 19 веке занялись вопросом изучения феномена толпы, то не возник ли большой интерес к организации и управлению толпой у крупных структур на Западе? С какой целью? — спросите вы. На эти вопросы попробую ответить в следующем посте.


  • 1
интересно. а зачем из нас целенаправленно делают толпу?

Речь идёт о стихийной толпе на улице.
Например, произошло острое политическое событие в стране. Его начинают сильно раскручивать в СМИ. Звучат призывы выходить на улицу. Ядро, аккумулирующее протестную энергетику, становиться хозяином толпы. Технологии управления процессом им хорошо известны. Толпа и технологии управления нужны для достижения конкретных целей её организаторов. Как правило, эти цели отражены в лозунгах ораторов.

не факт, что стихийная, любое собрание людей, которое постепенно вовлечет в себя окружающих...не обязательно стихийное... и стараются не лозунги ораторов делать, а выдавать их как "коллективное желаемое"

если веритть тому же Лебону, то у толпы интелект усредненный... и пусть там хоть сто Энштейнов, но в среднем у толпы интелект пенсионерки быбы Гали, которая Малышеву около подъезда пересказывает... толпой легче управлять, у Лебона все механизымы и стадии расписаны... он в поведенческой психологии толп вообще крут нереально

  • 1
?

Log in

No account? Create an account